Главная » Что выбрать: цифровое или обычное пианино?


Что заставляет нас обратить внимание на современное цифровое пианино? Обычно приводят следующие аргументы:

  1. Звук, как у настоящего рояля.
  2. Не нужно настраивать.
  3. Современный  дизайн.
  4. Я попробовал и мне понравилось.

В качестве вступления к основной мысли зададим  себе вопрос: что, если вместо поездки в родную деревню, на дачу и т.д. мы просто посмотрим по телевизору  ту самую деревню или дачу? Насладимся же пением птиц, красками природы c экрана телевизора! Не нужно каждый раз тратиться на топливо, собирать вещи, да и дизайн телевизора современный! Разве это неудобно?  Очень удобно… для продавцов телевизоров. Именно такой маркетинговый ход  используют производители и продавцы электронных музыкальных инструментов (не только пианино). А теперь по порядку.

 Начнём со звука, который «как у рояля».

        Что, если скопировать на самом первоклассном  оборудовании  звучание самых наилучших роялей мира и внедрить их в цифровые пианино и рояли  (а ведь именно так и делается)? Может, теперь в лице цифрового пианино в  нашей квартире зазвучит концертный рояль «Стенвей», стоимостью около 100000 долларов? А вот и нет! Он не зазвучит даже и как обычное пианино за 50 долларов.  А причина в том же звуке, а точнее, в сэмплах, которые записаны в постоянной памяти микросхем , находящихся внутри цифрового пианино или рояля, и воспроизводящегося каждый раз, когда мы нажимаем клавиши. Но чем плох цифровой звук живого рояля , стоимостью десятки тысяч долларов, записанный с помощью дорогих микрофонов  и качественных пультов в студии.   Казалось бы — нет ничего проще для производителя: запиши один звук и меняй его громкость во время удара по клавише. Но, увы… не получится. Громкий звук имеет массу обертонов, экспрессию и т. д. и его нельзя воспроизводить под видом тихого, мягкого и нежного звука. Громкость его уменьшить можно, но он всё равно останется ярким и торжественным, даже если мы этого не хотим. Как быть? Производители нашли выход: звуки (сэмплы) в цифровых устройствах записываются слоями. Один слой: тихий звук, для игры «пиано», другой слой средний, третий громкий для игры «форте». Чем больше слоёв, тем «живее» электроника, но и дороже. В недорогих моделях (долларов за 800) это 3–5 слоёв на 1 ноту, в дорогих (5–10 тыс. долларов) несколько десятков слоёв на одну ноту. Но почему даже дорогие цифровые инструменты мы не поднимем до уровня  обычного  пианино за 50 долларов?   Дело в том, что в живом инструменте, даже в самом дешёвом, на одной ноте примерно несколько миллиардов слоёв! И играя на «живом» инструменте мозг человека всё время слышит новые звуки. Более того, тембр звука немного меняется в зависимости от изменения влажности или температуры, в солнечную погоду так, в дождь иначе. К тому же,как не покажется странным, но  естественная расстройка во время игры влияет положительно на человека.  А точно повторяющиеся события вызывают тревогу и даже панику. Подключаются защитные механизмы для предотвращения проблем. Ну,  например, сколько минут  можно  выдержать пиликание на детском пианино, купленном в магазине игрушек? Минут 15 ,наверное, только самые выносливые. Потом хочется выбросить эту игрушку подальше. Почему так?  Потому что там всего один слой звука. Во «взрослых» цифровых пианино слоёв больше, но как только человеческий мозг запомнит все слои звуков (от нескольких дней до нескольких недель) , начинается быстрое охлаждение к инструменту, вплоть до неприятия. Вы всё время будете попадать на те слои, которые уже запомнили, и эти звуки не будут у вас вызывать новые эмоции как при разучивании так и при игре по памяти.

          Еще одно сравнение. Представьте, что вы  выехали за город в лес или на дачу. Но звуки и шумы, которые вас всегда окружали исчезли. И вместо них звучит запись этих же самых звуков, но повторяющихся каждые 20 минут. Сначала, на первом круге вы ничего не заметите, такое же пение птиц, проезжающая вдалеке машина, шум ветра… На втором проигрывании вы смутно и с тревогой начнёте вспоминать, где-то это уже слышали. А после пятого прослушивания у вас начнётся настоящая паника. Конечно, при игре на цифровом рояле паника не начнётся, но мёртвый звук гарантирован.

Не надо настраивать.

      Парадоксально, но получается, что постепенно растраивающиеся пианино или рояль (да и любой музыкальный инструмент) благотворно влияют на человека, оказывая релаксирующее воздействие. Конечно, сам процесс   расстраивания  мы не слышим, т.к.  он слишком медленно происходит, но на подсознательном уровне наш мозг это вычисляет и воспринимает спокойно, в порядке вещей. Разница в восприятии «всегда настроенного» цифрового пианино и обычного фортепиано такая же, как разница между пластмассовыми цветами, которые не нужно поливать, и обычными, живыми, которые нуждаются в уходе. Впрочем, именно поэтому некоторые украшают свои дома вот такими «всегда живыми» цветами (ужас! колхоз отдыхает!).

 

[продолжение ...]

Страницы: в конец [1] 2