Как избежать ошибок при выборе пианино

Как всегда, следует помнить, что независимо от того сколько мы знаем о пианино, всё равно при покупке музыкального инструмента следует взять с собой профессионального настройщика. Знания покупателя только теоретические и к тому же далеко не полные. Данный материал, скорее поможет избежать некоторых ошибок и удержать от поспешных решений при покупке пианино, но не гарантирует полного решения вопроса о приобретении фортепиано.

Ошибки происходят от заблуждений. Заблуждения же часто, умышленно или не нарочно, навязывают продавцы. Поэтому будем сражаться с заблуждениями здравыми рассуждениями и знаниями.

Заблуждения и правда.

«Наше пианино «Беларусь» делалось по заказу». С того времени, как предлагаемое пианино «сделалось по заказу» прошло достаточно времени для того, чтобы люди смогли забыть подробности того самого «заказа». На самом деле все «заказные» пианино на нашей фабрике производились так же, как и обычные.
Для работников фабрики пианино были определённые скидки на покупку из цеха, чем люди часто и пользовались, перепродавая инструменты. Но самое главное, что все пианино, сходившие с конвейера единой партией, были, как говорится, вылеплены из одного теста, а именно: сушка для них была одинаковая, древесина была одинаковой, сборка в цехах тоже была одинаковой. А теперь представим, что стояла какая-нибудь тётя Клава перед готовыми изделиями, и думала: какое из 20-ти пианино выбрать для моей племянницы? Может, цвет понравился, а, может, просто душа расположилась так – кто ж теперь это знает наверняка! Только счастливая племянница с тех пор так и говорит всем: «это специально для меня тётя Клава выбирала», иначе говоря, «по заказу». Но не будем забывать, что пианино, выпущенное нашей фабрикой, хоть и по заказу, всё равно было обычным пианино «Беларусь». Хоть выбери пианино, которое левее тебя, хоть то, которое правее — всё наше, родное и до чешского по качеству никак не дотянет. Понятно, что и преимуществ существенных перед «сородичами» по конвейеру тоже не имеет.
Мне приходилось встречать такие пианино, которые «делались по заказу» и, признаюсь, отличительных достоинств в них никогда не находил. Это были обычные пианино «Беларусь», более или менее удачные (всякие партии бывали). Совершенно очевидно, что к пианино «Беларусь», изготовленному «по заказу» следует относиться как к обычному пианино «Беларусь», которое было куплено без всякого заказа.

«У пианино медная (бронзовая) станина». Под станиной всегда подразумевается рама (нельзя путать с декой, которая всегда только деревянная). Броза и медь — заблуждение. Во-первых, рама может быть только чугунной. Медных рам, как и бронзовых, не бывает. Рамы иногда красились под бронзу или медь, но не более того. Во-вторых, наличие рамы не является отличительным признаком, т.к. все пианино имеют в себе чугунную раму (поэтому все пианино весьма тяжёлые). Утверждение о «медной» или «бронзовой» раме (станине) абсурдно, но так же и безвредно.

«Нужно только настроить». Возможно, это так и есть, но следует быть осторожным, когда продавец с лёгкостью гарантирует то, за что сам ответственности не понесёт. Мастер, которому затем предстоит настроить такое пианино, может высказать совсем другое мнение. А из своей практики могу сделать вывод: 90%, что так и будет.
Весьма распространено такое явление: пианино плохо держит строй, и на таком полурасстроенном пианино ребёнок худо-бедно отзанимался в музыкальной школе. Затем это пианино надоело и его выставили на продажу, утверждая: оно так хорошо держит строй, что мы его только два раза настроили и отучились в музыкальной школе (бедный ребёнок!). Вывод: лучше игнорировать такие «гарантии» от продавцов. Продавцам же — стараться не делать заявлений, за которые не собираются нести ответственность.

«Возьмём пианино подешевле или бесплатно». В данном случае могут быть два заблуждения:
1) – экономим деньги на дешёвом варианте.
2) – для ребёнка на первое время хватит и такого пианино, а будут успехи, тогда и купим хорошее пианино (впрочем, это разновидность обычной экономии).
Разберёмся с первой позицией. Дешёвые и бесплатные инструменты – это старые или проблемные, которые продать почти невозможно, особенно когда покупатель приходит с настройщиком. Замена вирбелей в таких пианино — обычное дело. Но стоит такая процедура 350–400 долларов. При этом мы ещё не считали стоимость ремонта механики, но уже как «удачно» сэкономили! В таких случаях быстро забывается всё хорошее, что продавец говорил об этом пианино, и начинаются просьбы: «настройте хоть чуть-чуть». Приходится честно предупреждать, что настройки едва хватит на месяц, а, бывает, даже и такое невозможно. Последующий вопрос мастера «будем ли такое настраивать?» окончательно отрезвляет нового обладателя дешёвого пианино, и, понимая, что настройка бессмысленна, новый хозяин пианино выставляет своё приобретение на продажу. Не сложно понять, что он будет рассказывать следующему покупателю примерно то, на чём попался сам. Велик соблазн исправлять собственные ошибки за чужой счёт.
Теперь рассмотрим вторую позицию. Давайте на первом этапе обучения испортим ребёнку слух или хотя бы не дадим слуху развиться! В придачу подсунем ребёнку глухое и расстроенное пианино, чтобы вызвать ненависть к занятию на фортепиано! А ещё постараемся поставить дома настолько ошарпанный и облезлый инструмент, чтобы ребёнок даже стеснялся показать его своим друзьям, и самому не хотелось за него садиться! И вот если после сих испытаний ребёнок покажет успехи в учёбе, и музыка пойдёт у него с удовольствием, тогда подумаем (хотя — не факт) о другом пианино! Комментировать такой принцип выбора пианино могут только педагоги и психологи. Настройщики здесь не помогут.

«Пианино хорошее – на нём играл профессиональный музыкант».Здесь необходимо внести уточнение, а именно: пианино было хорошим. Иногда родителям может показаться, что если кто-то стал профессиональным музыкантом на данном пианино, то и наш ребёнок сможет! Фраза «профессиональный музыкант» звучит красиво и вызывает доверие. Вот если бы сказали «эксплуатировали на полную катушку» или, ещё хуже — «долбали беспощадно», тогда понятно, что не покупали бы такой инструмент. А так всего лишь играл профессиональный музыкант! Эх, жаль не видели люди, во что превращается пианино после длительной профессиональной нагрузки! Но один момент всё-таки доступно заметить: «хорошее» пианино ведь продаётся, а не покупается. А это значит, что кому-то оно уже не нужно. Таким образом, покупка у профессионала далеко не всегда преимущество, а, скорее, наоборот. Вывод: консультация с настройщиком всегда важнее информации от продавца.

«Куплю пианино у знакомого, который не обманет». Обмануть может только тот, кто знает истину. Кто её не знает, может только нечаянно ввести в заблуждение. А уверены Вы, что Ваш знакомый знает всю правду о пианино и особенностях его обслуживания?
«Да мы почти не играли на нём. Пианино стоит без дела, вот и решили продать»,- говорит знакомый. При этом он действительно может не знать, что его пианино плохо держит строй, может не обратить внимания на то, что оно до неприличия глухое. Может так же не знать, что отклеился штег (есть такая важная деталь возле деки), что моль повредила капсюльное сукно в механике и т.д. Если отношения со знакомыми или родственниками настолько просты и доверительны, что можно, не вызывая обид, пригласить настройщика для консультации, то вполне возможно рассматривать такой вариант. Если вызвать настройщика для осмотра пианино неудобно, то лучше воздержаться от покупки такого инструмента.