Может ли консультировать музыкант при покупке пианино?

Начнём с главного вопроса: а в какой степени музыкант готов нести ответственность за свои советы и рекомендации?
Чтобы консультация получилась полноценной, нужно после осмотра фортепиано ответить на следующие вопросы:

• держит ли инструмент строй и не станет ли последующая настройка купленного инструмента малоэффективной?
• какова степень износа механики и не возникнет ли необходимость ремонта её после покупки?
• имеются ли повреждения деки, мостика и штега, и если имеются, то какова будет стоимость ремонта? (в противном случае купленное фортепиано будет издавать сильные неприятные призвуки и может не держать строй)
• если имеются дефекты, то являются ли они мелкими или потребуют серьёзных финансовых затрат? Если потребуют, то каких конкретно?
• имеются ли какие-либо производственные проблемы, влияющие на качество пианино или рояля (например, пианино плохо держит строй из-за некачественного вирбельбанка).
• имеются ли признаки плохо выполненного ранее обслуживания фортепиано? Если имеются, то можно ли это исправить и сколько конкретно это будет стоить?
• на какой срок эксплуатации пианино или рояля может рассчитывать покупатель?

Все эти вопросы представляют обязательный минимум, по которому необходимо дать конкретный ответ потенциальному покупателю. Человек, пусть хоть и профессиональный пианист, если не берёт на себя ответственность за практическое решение этих вопросов, не сможет помочь Вам при консультации. Нередки случаи, когда с профессиональными преподавателями музыки покупали пианино, не держащие строй (хотя инструменты при этом имели приятный тембр), и, наоборот, отказывались от покупки хорошего пианино из-за незначительного дефекта (у страха глаза велики). Особое удивление вызывают и те консультанты, которые, нажав на клавиши, говорят: «нормально» или «для ребёнка пойдёт». Что означает вывод «для ребёнка пойдёт»? Плохое пианино или хорошее? Консультация должна заканчиваться конкретными и обоснованными ответами. Чтобы давать расплывчатые советы, специалистом быть не обязательно. Насколько «пойдёт» и насколько «нормально» покупатель решит самостоятельно на основе профессиональной оценки состояния музыкального инструмента. Дать такую оценку может только профессиональный настройщик. Выбирая фортепиано ребёнку, проявите о маленьком человеке полноценную заботу и любовь: не «впихивайте» ему сомнительное пианино из-за того, что хочется побыстрее и дешевле избавиться от проблемы. Даже если Вы ограничены в средствах, постарайтесь решить вопрос грамотно, пригласив профессионального настройщика; объясните ему ситуацию, и если настройщик действительно профессиональный, то постарается предложить своё решение вопроса. Ведь даже старые и дешёвые инструменты могут иногда неплохо послужить юным музыкантам, обойдясь без капитального ремонта. Но будьте внимательны: это относится далеко не ко всем старым инструментам.
Справедливости ради следует отметить, что профессиональные пианисты могут очень тонко и верно находить недостатки фортепиано в рамках своих игровых ощущений. Но вот устранение недостатков — за пределами возможностей музыкантов.
Вывод: необходимо сотрудничать для общего блага каждому своим дарованием.