Чтобы разобраться в массе объявлений о продаже инструментов и сделать выбор, я предлагаю все пианино, которые обычно выставляются на продажу, распределить по отдельным категориям, например:
1. антикварные пианино конца 19 — начала 20 века;
2. старые немецкие (довоенные и послевоенные) пианино;
3. старые пианино советского производства 50 – 60-х годов (обычно большие, чёрные и не полированные);
4. импортные малогабаритные пианино 70 – 90-х лет;
5. пианино «Беларусь», первой половины 70-х лет с серийными номерами от 200000 до 320000;
6. пианино «Беларусь» второй половины 70-х – начала 90-х лет;
7. последние модели пианино «Беларусь» 90-х – 2000-х лет.
8. новые пианино;
9. предложения мастерской.
Следующий шаг – выбрать нужную категорию.
Пианино первой категории придётся основательно восстанавливать, даже если продавцы этих инструментов заявляют об исключительном их качестве и особой ценности. В лучшем случае за восстановление таких пианино придётся отдать около 500$. К тому же придётся смириться и с тем, что такие пианино необходимо настраивать чаще других: раза 3 в год (особенность у них такая). Убеждения о том, что « 5 лет не настраивали и ещё всё до сих пор хорошо играет» легко опровергнуть. Вывод: если Вы не являетесь ценителем антиквариата – не связывайтесь с такими инструментами.
Разберёмся со второй и третьей категориями. При имеющихся отличиях (сейчас не будем об этом подробно), у них есть общая особенность: после покупки сразу придётся менять вирбеля (колки), потому что иначе настроить такие пианино не получится. Звучание этих инструментов, может, и хорошее, но, увы, возраст… Впрочем, иногда удаётся настроить, но это не надолго. При условии, что в этих пианино не совсем изношена механика, что не обязательно при таком возрасте, и нет повреждений от моли, замена колков обойдётся примерно в 350 $. При этом внешний вид останется, как у старого потёртого комода. За такие деньги можно купить чего и поновее, приятнее на вид, да и в целом не плохое. Вывод: рациональнее будет и эти категории не принимать во внимание.
Четвёртая категория: хорошее звучание, маленькие габариты. Можно рассматривать такие варианты, однако из-за их стоимости (до 1000$ и, даже, иногда до 2500$) можно не спешить их брать. Просто запомним, что такой вариант может быть хорошим.
Пятая категория: «Беларусь» первой половины 70-х лет с указанными выше серийными номерами. Серийный номер можно увидеть, приподняв верхнюю крышку пианино. Номер будет или на молоточках, или на раме. Звучание у этих пианино, как правило, замечательное, но строй они держать не будут. Данная партия пианино была выпущена с оцинкованными вирбелями (таких ещё много осталось на руках). Вирбеля имеют характерный цинковый цвет. Настроить эти пианино даже не пытайтесь: настройка не продержится и двух дней. Цену на замену вирбелей смотрите выше. Впрочем, если охота потратиться на ремонт, пианино после ремонта будет очень хорошим и надёжным. Но если неохота — обойдите и эту категорию стороной.
Шестая категория. Ценовой диапазон обычно в районе 150$ — 400$. Конкретная цена зависит от возраста, состояния, в том числе внешнего вида. Финансовые затруднения или «жадность до денег» некоторых продавцов так же играют роль в формировании цены. Однако, в этой категории выбор не маленький, поэтому если с одним продавцом не договорились — всегда найдётся другой продавец, предлагающий более удобную цену. Этот момент (большой выбор) отметим как плюс для данной категории пианино. В этой категории встречаются как двухпедальные, так и трёхпедальные пианино, что не принципиально. Звучание таких пианино обычно ни у кого нареканий не вызывает. Вывод: хороший вариант при выборе пианино для ребёнка (и не только).
Седьмая категория. Цены здесь повыше: от 200$ до 500$. Бывает, просят и более 500$, но это уже неадекватность какая-то. Качество, однако, бывает диаметрально противоположное: от «очень хороших» до «ужасно глухих», у которых звук, как из бочки. «Очень хорошие» схожи со звучанием с предыдущей категорией, но выигрышнее по внешнему виду (новее). «Ужасно глухие» пианино характеризуются крайне глухим звучанием, неспособностью держать строй. Именно такие экземпляры стали причиной основной критики пианино «Беларусь», мол, современные пианино хуже старых. Здесь шансы купить хорошее пианино без консультации специалиста-настройщика — один из двух. Следует повторить: без консультации специалиста-настройщика, а не продавца!
Восьмая категория. Практика показывает, что в данной категории не всё просто. Поскольку отечественное производство пианино прекратилось в 2006 году, новыми пианино могут быть только импортные. Однако, импорт из Китая пока вызывал разочарования. Не так давно для гимназии-колледжа имени И.О.Ахремчика (Минск) было куплено несколько новых китайских пианино. Внешне — полированный блеск; но уже через один год (!) в этих пианино потрескались деки, потрескались штеги, инструменты перестали поддаваться настройке, появились сильные призвуки, стали массово обрываться струны. К слову, старые пианино «Беларусь» в этом же учебном заведении играют до сих пор.
Кстати, следует знать, что если в магазине новые пианино настроены,то это не значит, что они хорошо сохранились после перевозки. Пианино регулярно подстраивают непосредственно в магазине и только опытный настройщик-консультант подскажет какое пианино придётся часто подстраивать, а какое будет терпеливо выдерживать «выходки» пианиста (кто бывал на концертах — видел, что они иногда вытворяют с роялем).
Относительно импортных пианино «Ямаха» индонезийской сборки особых замечаний от настройщиков не было, но отзывы музыкантов разные: кто-то хвалит, а кто-то критикует за «резкое» и «стеклянное» звучание. Все мнения (музыкантов и настройщиков) сходятся на том, что чешские пианино немного лучше по звучанию, механике и способности держать строй.
Но если речь идёт о новых пианино и роялях, собранных непосредственно в Чехии, Германи, Японии, Южной Кореи, то все отзывы знатоков (пианистов и настройщиков) здесь всегда были положительными.
Девятая категория. Мастерская, прежде чем привезти пианино в ремонтный цех, отбирает только те инструменты, которые соответствуют следующим критериям: хорошее звучание, после ремонта пианино не станет «золотым» (особенно это касается пианино «Беларусь»), после ремонта возможна перспектива эксплуатации хотя бы лет на 15 (хотя настраивать, как обычно, всё равно придётся ежегодно). Владельцы пианино активно предлагают мастерской принять на реализацию свои поднадоевшие инструменты, но фильтр настройщиков проходят далеко не все пианино. Таким образом, всё, что находится в мастерской даже в самом «не готовом» виде — отфильтровано и является потенциально хорошим инструментом. Сюда, в мастерскую, попадают пианино и 90-х годов, и 80-х, и 70-х. Но, провожая эти пианино своим покупателям, мастерская даёт свою гарантию (официально), зная, что работникам мастерской не будет стыдно за то, что они отобрали, отремонтировали и предложили от своего имени.
Подведём итоги. Если покупать пианино приходится самому, без консультаций настройщика, то наилучшие подержанные пианино в соотношении «цена-качество» можно найти скорее в 4-й и 6-й категориях. Если позволяют средства, конечно лучше купить импортное пианино: они компактнее, имеют более приятный тембр, но лауреатом можно стать и на пианино «Беларусь». Кстати, работа молоточкового механизма в пианино «Беларусь» более надёжна, чем в импортных инструментах!
При этом не забывайте, что при покупке любого пианино лучше всё-таки пригласить специалиста-настройщика.