Можно ли самому подстраивать своё пианино, если имеется настроечный ключ и тюнер?
Чтобы дать исчерпывающий ответ, возьмём за основу следующее Библейское утверждение: «Конец дела лучше начала его» (книга Екклисиаст). В обычной практике тех людей, которые сами берутся за настройку своих фортепиано, как правило, случается наоборот: заканчивается всё не так легко и успешно, как начинается. Поэтому давайте проанализируем и подумаем, а затем постараемся принять правильное решение.
Настройка фортепиано – это не только подтягивание струны «выше-ниже», но и тонкая работа настроечным ключом с вирбелями (колками, на которые струны накручиваются). «А зачем мне нужна эта тонкость? Мне хотя бы чуть-чуть подстроить, чтобы слух не резало»,-подумает кто-то и начнёт крутить вирбеля туда-сюда. Но счастье будет не долгим. Следует учесть, что изгиб струны тоже вносит свои корректировки в точность настройки (правильнее – в неточность). К тому же неловкие попытки поймать нужное положение струны могут привести к полному или частичному недержанию строя. Если не учесть всех этих (хотя бы этих) «мелких» моментов, то в итоге пианино будет выдавать расплывчатые звуки, инструмент начнёт быстро расстраиваться. Кроме того, допустив ошибку в настройке, даже начинающему специалисту бывает очень трудно её исправить. Может случиться, что настройщик – любитель совсем может запутаться в построении интервалов. Кстати, следует добавить, что чистые октавы, выстроенные по тюнеру, на слух воспринимаются как фальшивые. Важно учитывать, что именно мелочи в музыкальных инструментах (как в настройке, так и в механике) всегда суммируются и характеризуют работу мастера или положительно, или отрицательно. Вот и вопрос: как же всё это учесть? А в том-то и дело, что сходу да налёту никак учесть это не возможно. Здесь могут спасти ситуацию только теоретические знания и практические навыки. Попробуем задать себе вопрос: почему настройщик фортепиано — редкая профессия, если всё так легко? Одна из причин — реальная действительность оказывается не такой, как мы её себе представляли. А со стороны кажется: так всё просто!
Мне, например, нравится наблюдать за работой профессионального стекольщика (кстати, работа более динамичная, чем у настройщика фортепиано), но сам не возьмусь.
Теперь коснёмся механики. Успешное решение различных проблем может быть достигнуто только тогда, когда у Вас будет понимание того, что такое репетиционный механизм и как он работает. И ещё существенный момент: имеются ли у Вас необходимые материалы и запчасти, владеете ли Вы технологией работы с материалами и отдельными частями механики?
Впрочем, здесь лишь весьма поверхностно обозначены проблемы, с которыми придётся столкнуться. Что же получается в итоге такого обслуживания? В этом показательна практика многих музыкальных школ, чаще сельских и районных, где преподаватели сами начинают производить настройку и ремонт фортепиано. Больше всего достаётся тем инструментам, которые стоят в кабинетах этих же самых преподавателей. Именно в их классах и находятся самые «несчастные» пианино, где и струны порваны, и колки по углам свёрнуты, и расстроены ужасно, и механика вся плачет люфтами, западаниями, стуками и т.д. При этом почти всякий раз такой преподаватель-настройщик верит, что он улучшает состояние своего инструмента, а без его вмешательства — совсем бы рассыпалось бедное пианино.
А сколько бывает «странных» звонков, когда взрослые дяди, сваливая всё на ребёнка, спрашивают: «нет ли у вас струн б/у, а то ребёнок порвал 5 басовых струн и 8 – во второй октаве», и другие интересные вопросы задают. При этом настройщика всё равно не вызывают!
Какой же вывод сделаем? Если Вы не собираетесь связывать свою жизнь с профессией настройщика – не начинайте и не портите инструмент, потому что конец дела станет хуже начала. Но если решили стать настройщиком – не останавливайтесь перед трудностями. В этом случае конец дела станет радовать и Вас, и тех, кто будет пользоваться Вашими услугами.